Мисько Максим Владимирович

Председатель правления ОО "Белорусский фонд мира"

07.12.2017

Помощники Фемиды: по какому принципу с этого года отбирают народных заседателей

Минск новости

На 25-й сессии Минского городского Совета депутатов были утверждены новые списки народных заседателей. Они сформированы в соответствии с изменениями в действующем законодательстве. По какому принципу теперь отбирают этих помощников Фемиды — разбиралась корреспондент агентства «Минск-Новости».

По букве закона

Институт народных заседателей в нашей республике существует более полувека — с 1961 года. Независимая демократическая Беларусь сохранила эту практику советского суда, усовершенствовав ее.

Одна из ветвей государственной власти — судебная, соответственно, граждане, участвуя в осуществлении правосудия, реализуют свое конституционное право на участие в управлении государством, — поясняет заместитель председателя Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь кандидат юридических наук Максим Мисько. — Функционирование института народных заседателей на протяжении ряда лет доказало его эффективность в обеспечении прав и интересов как обвиняемых, так и потерпевших. Вершить правосудие непросто, даже если занимаешься этим всю жизнь, но еще сложнее, если ты далек от юриспруденции. Тем не менее право судить предоставлено законодательством лицам, не являющимся профессиональными юристами, которые оценивают ситуацию по-житейски, вольны в проявлении эмоций, что уравновешивает сугубо правовой взгляд на проблему со стороны профессионального служителя Фемиды.

Правовой статус народных заседателей регламентируется Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, которым определены требования, предъявляемые к народным заседателям, порядок формирования и утверждения их списков, порядок их привлечения к участию в рассмотрении дел в суде, регламентированы вопросы освобождения народного заседателя от исполнения обязанностей по конкретному делу, а также прекращения полномочий. В январе 2017 года в этот законодательный акт внесены дополнения и изменения. А в июне Совет Министров Республики Беларусь принял постановление № 485, которым утвердил Положения о порядке предварительного отбора кандидатов в народные заседатели и о порядке и сроках формирования списков народных заседателей.

Ставка на опыт и мудрость

При сохранении высокого уровня требований, предъявляемых к народным заседателям, существенно изменены подходы к формированию и утверждению их списков.

Ранее исполкомы подбирали кандидатов на основании списков граждан, которые имеют право участвовать в выборах и референдумах, — отмечает Максим Мисько. — Осуществлялось это путем случайной выборки, в том числе с помощью программно-технических средств. Теперь кандидатуры народных заседателей также могут предложить трудовые коллективы и общественные объединения. Процедура отбора довольно серьезная. Выбирают мудрых, опытных и уважаемых людей, с мнением которых коллеги считаются, приходят к ним за советом в различных жизненных ситуациях. Ведь народные заседатели рассматривают уголовные дела по особо тяжким преступлениям или совершенным несовершеннолетними.

Психологическая нагрузка, ответственность огромная, ведь надо вникнуть в суть дела и принять судьбоносное решение.

Строгий отбор

Администрациям районов Минска поручили осуществить подбор кандидатов, составить и представить на утверждение списки народных заседателей в соответствии с требованиями закона. Эта очень важная и кропотливая работа заняла почти три месяца.

Для того чтобы кандидат соответствовал требованиям законодательства, соответствующие запросы сделали в наркологический и психоневрологический диспансеры, суды, РУВД, — уточняет начальник главного управления юстиции Мингорисполкома Игорь Плышевский. — Затем список народных заседателей по Минскому городскому суду направили в Республиканскую коллегию адвокатов и прокуратуру Минска, которые имеют право исключить до 25 % претендентов, не подходящих по тем или иным параметрам. В итоге из 1 050 человек в нем остались 545.

В целом же по Минску подобрали 5 810 кандидатов в народные заседатели, из них для 9 районных судов — 4 760. Согласно нормам, на одного судью должно приходиться не менее 35 народных заседателей.

После всех проверок в списке кандидатов для районных судов остались 4 515 человек. Например, для суда Заводского района утвержден список из 623 народных заседателей. А больше всего подобрано для судов Фрунзенского (706 человек) и Московского (676) районов.

В списке народных заседателей представлены люди различных профессий, существенную часть составляют работники системы образования, здравоохранения, юристы, экономисты, есть также инженеры, специалисты сферы ЖКХ. Включены как работающие граждане, так и пенсионеры.

На заседании комиссии мы рассмотрели списки народных заседателей, — рассказал председатель Постоянной комиссии Мингорсовета мандатной, по гласности, самоуправлению, правопорядку и международным связям Георгий Атаманов. — Выбраны действительно люди с большим житейским опытом, которые будут участвовать в рассмотрении наиболее сложных уголовных дел. Замечаний по спискам у депутатов не было. Все требования закона соблюдены.

Утвержденные Мингорсоветом списки народных заседателей направят в суды. Их фамилии разместят на информационных стендах в зданиях суда. Народные заседатели вправе осуществлять правосудие только после принесения присяги. Срок их полномочий — 5 лет.

По закону народного заседателя могут привлекать к работе в суде на срок не более 21 дня в году, но если судебное разбирательство затянется, то придется задержаться до вынесения приговора. За каждый день нахождения в суде платят сумму в размере его среднего ежедневного заработка.

Мнение практика

Институт народных заседателей выполняет важную социальную миссию — связь суда и общества, считает председатель суда Московского района Татьяна Фальковская:

Судьи в Республике Беларусь назначаются Указом Президента, а народные заседатели избираются в трудовых коллективах, которые выдвигают достойных кандидатов. Если сравнивать суд присяжных и институт народных заседателей, то я поддерживаю последний. Опыт соседних стран показывает неэффективность суда присяжных, так как нередко решение по делу принимается на эмоциях, при этом не учитываются факты произошедших событий, имеющие значение по делу.

Народные заседатели вправе знакомиться с материалами дела, задавать вопросы участникам процесса, а в случае несогласия с принимаемым решением изложить свое особое мнение, которое приобщается к делу. И такие случаи в практике судов имели место. По своему опыту могу сказать, что зачастую наиболее активно участвуют в судебных процессах народные заседатели из числа юристов.

Таким образом, институт народных заседателей позволяет более профессионально разобраться в ситуации, помогает повысить доверие общества к судам.

В настоящее время в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь народных заседателей привлекают только к рассмотрению особой категории уголовных дел. Речь идет о преступлениях, санкции которых предусматривают наказание сроком свыше 10 лет лишения свободы или смертную казнь, а также о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.

Обычно в рассмотрении участвуют два народных заседателя, если дело объемное, с множеством эпизодов, то предусмотрен и третий — на случай возникновения форс-мажорных обстоятельств, например тяжелой болезни одного из заседателей.

Справочно

Народными заседателями могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие 25-летнего возраста, владеющие белорусским и русским языками. Причем включить человека в такой список можно только с его письменного согласия.

Народными заседателями не могут быть лица, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда; лица, признанные ограниченно дееспособными или недееспособными решением суда, вступившим в законную силу; лица, состоящие на учете в наркологических и психоневрологических диспансерах; депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, руководящие работники государственных органов и иных организаций, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, судьи, прокурорские работники, работники судов, сотрудники органов государственной безопасности, внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, работники органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, нотариусы, адвокаты, а также лица, занимающие выборные должности в органах местного управления и самоуправления; священнослужители.

Если по первым трем категориям понятно, почему граждане не могут быть народными заседателями, то установление ограничений для депутатов, руководящих работников и других должностных лиц прежде всего продиктовано той должностью, в том числе выборной, которую занимает гражданин, и связано с необходимостью воспрепятствовать нарушению принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Запрет, касающийся священнослужителей, обусловлен тайной исповеди и невозможностью ее разглашения.

Фото из архива агентства «Минск-Новости» и Интернета