Мисько Максим Владимирович

Председатель правления ОО "Белорусский фонд мира"

29.01.2019

Создание Сети Школ мира в Беларуси – дополнительный инструмент для достижения Целей устойчивого развития

Сеть Школ мира ООН

29 января в офисе постоянного координатора ООН в Республике Беларусь прошли переговоры о создании в Беларуси национальной сети Школ мира и принятии программы, в основе которой проекты, направленные на обучение и воспитание детей и молодёжи страны в духе миротворчества и прогресса на пути к достижению Целей устойчивого развития в Республике Беларусь.

Среди участников переговоров Иоанна Казана-Вишневецкий — постоянный координатор ООН в Беларуси, Мисько Максим Владимирович — председатель правления ОО «Белорусский фонд мира», депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь,  Доктор Рашед Мустафа Сарвар — представитель Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь, Поддубский Владимир Николаевич – член правления ОО «Белорусский фонд мира», Козел Георгий Владимирович — директор первого в республике «Колледжа мира» – УО «Минский государственный колледж электроники», заместитель председателя правления ОО «Белорусский фонд мира», Дзевенская Раиса Исаевна — координатор программ достижения целей устойчивого развития Республики Беларусь в Минском государственном колледже электроники, сотрудники офиса ООН в Республике Беларусь.

Сеть Школ мира ООН 2

Но откажемся от официального тона строк отчёта о прошедшей встрече.  А просто заявим:«Отбросьте все сомнения прочь и поспешите окунуться в мир, где каждый может сделать что-то важное и внести свой вклад в наше общее будущее. Все в наших руках!»

Пожалуй, прежде всего этот девиз подходит сегодня молодёжи – детям, школьникам, учащимся колледжей, студентам. Ведь именно от них зависит будущее нашей страны. Участники переговоров уверенно заявили об этом.

Уверенную позицию собравшиеся выразили также в своей общей точке зрения о значении образования в достижении Целей устойчивого развития во имя мира, социальной справедливости, экологической безопасности и прогресса.

Образование позволяет людям, особенно молодёжи, понять характер и масштаб проблем в области устойчивого развития; оно даёт возможность сформировать критический, нестандартный и творческий подход, необходимый для поиска новых, более эффективных решений общемировых проблем. Оно может помочь гражданам независимой Беларуси выработать уверенность в себе, организационные навыки и оптимизм, которые позволят им действовать по отдельности и коллективно во благо интересов устойчивого будущего. Предполагаем, что именно по этой причине идею создания сети Школ мира в Республике Беларусь постоянный координатор ООН в Республике Беларусь ИоаннаКазана-Вишневецкий назвала «окном в устойчивое будущее».

Десятилетний опыт деятельности Школ мира в Беларуси и совсем «молодой» опыт колледжа электроники г. Минска, единственного «Колледжа мира» в стране, наделённого таким статусом, демонстрируют большой интерес и желание педагогических коллективов, детей и молодёжи принимать самое активное участие в деятельности, направленной на достижение целей устойчивого развития.

Замечательные практики обучения и воспитания в духе мира и новаторства, создания равных условий для успешного обучения всех детей, разработка и внедрение принципов инклюзии и бесконфликтности, отсутствия всех форм насилия и поддержка эффективных способов обеспечения безопасности и здоровья – это далеко не все ценности организации образовательного процесса, которые «проповедуют» и реально осуществляют учреждения образования, которые по инициативе общественной организации «Белорусский Фонд мира»  наделены статусом носителей идей мира и прогресса.

Что конкретно предлагали участники переговоров в своём искренне заинтересованном и активном намерении стать партнёрами в столь важном начинании – объединить юных миротворцев в реальной и эффективной работе?

Прежде всего, поддерживать самые тесные связи в проектах, связанных с разъяснением ценностей Стратегии устойчивого развития глобального и национального уровней.

Пусть в учебных планах, прежде всего, Школ мира и Колледжа мира, появится факультатив об устойчивом развитии и его целях; пусть заработают волонтёрские отряды, осуществляющие самое широкое разъяснение ценностей устойчивого развития страны; пусть замечательный проект Белорусского государственного университета «Моделирование ООН», лучший молодёжный проект 2018 года, будет поддержан другими учреждения образования;  пусть подключатся эксперты агентств ООН, способные талантливо и доступно раскрыть значимость функционирования программ экономического и социального развития страны на принципах успешного достижения целей устойчивости для Республики Беларусь.

Сегодня педагогов, детей и молодёжь беспокоят такие серьёзные направления национального опыта страны по достижению Целей устойчивого развития, как устойчивый экономический рост, обеспечение экологической безопасности и рациональное ресурсопотребление, здоровье нации, востребованное обществом образование и наличие достойной работы. Сегодня молодёжь, педагогическая и родительская общественность говорят о расширении прав людей с ограниченными возможностями и обеспечении гендерного равенства, о роли бизнеса, предпринимательства и так называемой «цифровизации» в обеспечении устойчивости развития Беларуси. И по-настоящему убеждённых юных миротворцев волнует – что мы, юное поколение белорусов, могли бы сделать для поддержания программ и проектов устойчивого развития своей страны?

Как важно в этой связи обеспечить серьёзное обучение и повышение квалификации педагогических работников, информирование и обучение родителей, обновление систем взаимодействия с предприятиями-партнёрами и общественными организациями, особенно молодёжными, в самых разных направлениях совместного действия.

Согласно обсуждаемому «договору о намерениях» Минскому государственному колледжу электроники доверена серьёзная, но очень важная роль – стать научно-методическим Центром республиканской сети Школ мира по поддержке и реализации Целей устойчивого развития для Республики Беларусь. Особое место в работе такого центра должно быть уделено принципам инклюзивного образования, реализации проектов «Равный обучает равного», «Разные – равные», подготовке специалистов для цифровой экономики, наделённых достойным уровнем развития информационной и экологической культуры.

Раиса Дзевенская