Мисько Максим Владимирович

Председатель правления ОО "Белорусский фонд мира"

17.01.2017

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь»

Кодекс о браке и семье РБ

Некоторые новеллы проекта закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь»

Проект закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее — проект) подготовлен Министерством юстиции в соответствии с пунктом 4 плана подготовки законопроектов на 2015 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13 февраля 2015 г. № 55, которым предусмотрена подготовка проекта закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь» (совершенствование норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ГК, КоБС, ГПК соответственно) с учетом практики их применения).

1. Предлагается осуществить корректировку отдельных положений ГК с учетом практики применения названного Кодекса, а также обеспечения единства подходов в регулировании отдельных правоотношений.

В частности, для урегулирования проблемных ситуаций, при которых пенсии и другие социальные выплаты не могут быть назначены и (или) выплачены недееспособному лицу ввиду отсутствия кандидатов для установления над ним опеки, предлагается в ГК закрепить норму о том, что если лицу, нуждающемуся в опеке и попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно (до назначения опекуна или попечителя) возлагается на орган опеки и попечительства.

Закрепляются также положения по представительству интересов гражданина, если он в связи с заболеванием находится в бессознательном состоянии, исключающем возможность понимать значение своих действий и руководить ими (например, кома).

Статья 29 ГК дополнена положениями о возможности признания гражданина недееспособным в связи с заболеванием, в результате чего гражданин находится в бессознательном состоянии, исключающем возможность понимать значение своих действий или руководить ими.

В данном случае гражданин признается недееспособным судом в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и над ним устанавливается опека.

Признание таких граждан недееспособными с установлением опеки позволит защитить их права и интересы. В частности, решить проблемные вопросы, связанные с назначением пенсий и других социальных выплат.

Распоряжение имуществом подопечного в данном случае будет осуществляться в порядке, установленном статьями 35, 36, 895-909 ГК по общим правилам.

При этом для данной категории лиц предлагается закрепить возможность заключения договора доверительного управления их имуществом на безвозмездной основе, в связи с чем внесены изменения в статью 895 ГК.

2. Проектом скорректированы отдельные положения Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.

2.1 Анализ обращений граждан по поводу неурегулированности взаимоотношений прадеда, прабабки с их правнуками и анализ законодательства показал, что в соответствии со статьей 64 КоБС основанием возникновения прав и обязанностей семьи является, в том числе, близкое родство, удостоверенное в установленном законом порядке.

При этом под близким родством понимаются отношения, вытекающие из кровного родства между родителями и детьми, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой и внуками (статья 60 КоБС).

Согласно части второй статьи 59 КоБС другие родственники супругов, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны в судебном порядке членами семьи, если они проживают совместно и ведут общее хозяйство.

Представляется очевидным, что потребность в общении с детьми помимо деда и бабки, право которых на общение с внуками закреплено статьей 78 КоБС, испытывают и другие родственники, в частности прадед и прабабка. Однако их права не регламентированы, в связи с чем механизм защиты права ребенка на общение с такими родственниками отсутствует.

В связи с изложенным, полагаем несправедливым, что прадед, прабабка для общения со своими правнуками и участия в каких- либо иных отношениях, вытекающих из отношений родства, должны доказывать родственно-семейную принадлежность в суде.

Кроме того, такие лица, как правило, не проживают совместно с правнуками, а иногда и находятся в сложных отношениях с бывшими родственниками — родителями правнуков.

С учетом изложенного в предлагаемой редакции статьи 78 КоБС закреплено право на общение не только деда и бабки с внуками, но и прадеда и прабабки с правнуками, а также родных братьев и сестер.

2.2 В статью 93 КоБС вносятся изменения, касающиеся порядка освобождения граждан от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

В соответствии с действующей редакцией этой статьи такие расходы не возмещаются родителями, которые не могут выполнять родительские обязанности по состоянию здоровья, на основании заключения врачебно-консультационной комиссии, выданного государственной организацией здравоохранения. Перечень заболеваний, при которых родители не могут выполнять родительские обязанности, утверждается Министерством здравоохранения.

Однако на практике в компетенцию врачебно-консультационных комиссий, выдающих соответствующие заключения, не входит установление причинно-следственной связи между наличием у граждан соответствующих заболеваний и возможностью выполнения ими родительских обязанностей.

Фактически в контекст рассматриваемой нормы заложено освобождение от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, родителей, не имеющих возможности полноценно трудиться из-за своего состояния здоровья.

С учетом изложенного проектом предусматривается упразднение перечня заболеваний, при которых родители не могут выполнять родительские обязанности. При этом от расходов, затраченных государством на содержание детей, предлагается освобождать инвалидов I или II группы.

Данный подход согласуется с действующими нормами КоБС, в соответствии с которыми инвалидность I или II группы может являться основанием для частичного либо полного освобождения граждан от уплаты алиментов на несовершеннолетних детей.

2.3 Проектом также вносятся изменения в статью 116 КоБС и Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Закон о детях). Предусматривается, что статус оставшихся без попечения родителей может предоставляться детям на основании заключения врачебно-консультационной комиссии, выданного государственной организацией здравоохранения, вне зависимости от того, какое именно заболевание препятствует выполнению родителями обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.

На практике регулярно возникают проблемы с применением вышеуказанных норм, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций между гражданами, организациями здравоохранения, органами опеки и попечительства, общественными организациями, в том числе правозащитными организациями инвалидов, средствами массовой информации и другими.

С целью недопущения использования Перечня в отношении лиц, не являющихся обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, соблюдения принципа системности и комплексности правового регулирования общественных отношений предлагаются соответствующие корректировки статей 93, 116 КоБС и Закона о детях.

3. Вносится изменение в определение медицинского критерия недееспособности, используемое в ГК, КоБС и ГПК (пункт 1 статьи 29, статья 30, пункта 1 статьи 32 ГК, статьи 144, 157 КоБС, статьи 373 — 376 ГПК), в части исключения использования терминов «душевная болезнь» и «слабоумие». Названные понятия являются клинически не обоснованными, не предусмотрены действующей в Республике Беларусь Международной классификацией болезней и не используются в современной психиатрии, не имеют критериев соотнесения с каким-либо психическим расстройством и предопределяющего значения при вынесении экспертного решения. Учитывая, что в законодательстве о здравоохранении, в частности, в Законе Республики Беларусь от 7 января 2012 года «Об оказании психиатрической помощи», используется термин «психическое расстройство (заболевание)», то в указанных нормах, а также в пунктах 1 и 2 статьи 172, пункте 3 статьи 947 ГК предлагается к использованию данный термин.

Также в названные статьи вносятся изменения в целях реализации решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 16 октября 2013 г. №Р-847/2013 «Об ограничении дееспособности гражданина вследствие психического расстройства» по закреплению возможности ограничения дееспособности гражданина вследствие психического расстройства в зависимости от степени фактического снижения способности понимать значение своих действий или руководить ими и признания ограниченно дееспособным гражданина, ранее признанного недееспособным вследствие психического расстройства (заболевания), в случае восстановления его способности понимать в определенной мере значение своих действий или руководить ими, а также закрепление гражданско-правовых последствий признания судом граждан, страдающих психическими расстройствами, ограниченно дееспособными.

В связи с тем, что при оценке психических функций лица используются не только количественные параметры, но и качественные, то термин «ограничена способность» является наиболее приемлемым при установлении снижения способности лица понимать значение своих действий или руководить ими, что нашло свое отражение в проекте.